Расскажу и про эту церемонию, так как чаще всего для нас это что-то новое.
Для меня вчера было не внове, так как это была уже вторая моя кремация в Голландии.
Ну, не МОЯ кремация, а посещенная мной, конечно.
Но проходили они почти по одинаковому плану.
читать дальше
Итак, сперва все пришедшие собираются в крематории в комнате "ожидания" что ли? Там говорят, вырадают соболезнования и т.п.
Потом членов семьи отвели в спец. комнатку (что было с друзьями и знакомыми - не знаю), где мы попили кофе.
Потом пригласили на цереминию, выдав такие "листовочки", где на первой страничке было фото бабушки, годы ее жизни (мы с Харменом прикинули, сколько всего было ею увидено в ее жизни, сколько ей удалось пережить с 1918 года! - СКОЛЬКО всего изменилось! -Телефон от крутилки с Оператором на другом конце превратился в мелкую штуку, которую почти что каждый имеет при себе. Самолеты, полеты в космос, компьютеры, радио как изменилось, черно-белое кино под тапёра стало цветным с долби-звуком и спецэффектами, а телевизор стоит в каждом доме....
много-много всего... Да что говорить, даже в мою сравнительно краткую жизнь много чего изменилось...
Но я отвлеклась. Итак, нас пригласили в зал, где стоял гроб в одной стороне, там же была трибунка, цветы, и столик, где стояла одна большая свеча и возле нее много маленьких. - Так хотела бабушка: чтобы каждый зажег свечу, что мы и сделали. Итак, сперва вошли родственники, зажгли свечи и сели на стулья первого ряда: родственники со стороны сына Вима (отца Хармена) - с одной стороны, родственники со стороны дочери Ольги (да, тётю Хармена зовут Ольга!
) - через проходик с другой.
Кстати, сын и дочь - это "постольку поскольку" - она вышла замуж за их отца когда детям было в районе 10 лет. Я никогда не спрашивала, как умерла их мать... Но не суть - она их воспитала, а уж внуки точно не знали другой бабушки.
Потом в зал вошли друзья и знакомые, зажгли свечи и расселись позади членов семьи.
Зазвучала музыка, в соответствии с тем, что было указано в листовке. Музыку, кстати, выбирала сама бабушка. Равно как просила кого-то сказать что-то. Но многие говорили не потому, что их просили, а потому что хотели сказать. Церемонию вели: друг бабушки и дама от крематория. Все было организованно как часы! Хоть и выступающих оказалось больше, чем значилось в листовке.
Иногда мне делалось понимать гораздо меньше, чем я могу, было бы легче.
-Когра Карэн, - сестра Хармена, читала стихотворение для бабушки, было очень трудно сдержаться. Там были хорошие слова, которые надо просто запомнить для какое-то "медитации" и принятию ухода человека. Там говорилось про то, что "Вы ушли, но ушли в мое сердце, оставаясь со мной навсегда". И еще хорошая фраза, что смерть - она уже не наступит, чтобы ее бояться, она уже в прошлом...
Вот это хотелось мне понимать похуже, так как это было место, где я не смогла больше сдерживаться...
Потом гроб закрыли: сын с дочерью и их супруги. Гроб не заколачивали гвоздями, как у нас, когда каждый удар отдается в каждом твоем уголке, будто гвоздь в твое сердце заколачивают. - Там были такие большие болты, в шишечками их дерева, которые просто вкрутили в гроб. - Для Хармена, по его словам, - это было самым тяжелым моментом всей церемонии. ПлакалЬ...
Вторая половина церемонии проходила с закрытым гробом.
Так же высказывались члены семьи и друзья, играла музыка...
По окончании все прошлись мимо гроба и удалились в комнату со столами.
Что было хорошо, так это то, - о чем и сказали всем домолнительно, что не будет (дурацкой голландской) церемонии, когда вся родня выстраивается в ряд и к ним, трясут ручки и выразают соболезнования, переходя от одного к другому. Ну жуть какая традиция.
тут же сказали, чтобы все сразу усаживались за столы и перемещались как желали и говорили с кем хотели. Таково было желание бабушки.
Так и сделали. Сперва пили кофе-чай с кексом, потом предложили вино из излюбленного бабушкой магаза натур-продуктов. Народ перемещался по столикам и вел беседы.
В какое-то время подошел отец Хармена и позвал его. Как выяснилось - на саму кремацию. - Они не знали, зачем это было нужно, чтобы там присутствовать, ибо зрелище не для слабонервных.
- Маленькая комнатка, где в стене есть две металлические дверцаы и к ним - дорожки, по которым поступают гробы. Всем процессом руководит дяденька у пульта. - Гроб подается к дверце, дверца поднимается, показывая раскаленное до 1200 градусов нутро, куда уходит гроб, после чего дверца закрывается и слышен жуткий звук горяшего гроба и всего что есть в нем. Я рада, что пропустила такое зрелище...
В общем, вся церемония заняла три часа. Говорят, - долго. Ибо иногда бывают церемонии, что с речами и последующими соболезнованиями занимают полчаса всего...
Мика была с нами: как ни странно, мелких детей запретили брать с собой, так что Лу и Маайке остались дома с Мо и Ма (
Это я так обозвала "темненьких" приемных детей в новой семье Карэн. Хотя, Мохаммеда так и зовут - Мо, но девчонку зовут полным именем, которое я порусски не напишу... В оригинале оно пишется так: Mvamuoa). А вот собаку - разрешили.
А Мика - собака беспроблемная. Проспала почти все время. Правда, пару раз сопела довольно громко... Но не страшно. Зато хорошо себя вела. К тому же, бабушка любила животных.
Но Мика спала не всегда - она лежала возле Хармена. И когда он заплакал, она села рядом и начала на него так тревожно смотреть... "Что с тобой?".
И был еще один момент. Два раза у меня случились глюки. Сижу, слушаю выступающего, и вижу краем глаза движение слева - там как раз гроб и свечи. Поворачиваю голову - нет, это пламя свечек просто заколыхалось (-? отчего?).
Потом, позже уже, краем глаза - движение справа, - у окна, у которого сидели ведущие церемонии, рядом с нами. - За ними что-то там задвигалось. Поворачиваюсь - ничего!
Но Мика смотрела туда же.... 
19.12.2004 в 22:36
19.12.2004 в 23:56
спасибо